Довольно часто сталкиваюсь с такими ситуациями, когда люди жалуются на то, что стиральная машина которую только купили бьет током. Причем некоторые «умники» начинают что-то доказывать, касаясь индикатором корпуса стиральной машины.
На этой странице я постараюсь объяснить почему стиральная машина бъёт током и как этого избежать.
Если внимательно почитать инструкцию по эксплуатации для любой стиральной машины. То там внятно написано, что машина должна подключаться к электро сети с заземлением. Человек который хоть немного разбирается в электричестве понимает это, взглянув на евро-вилку, которая есть у любой машинки. Если машина подключена к правильно выполненному заземлению, то она не может бить током не при каких условиях.
При подключении стиральной машины в обычную розетку без заземляющего вывода, на корпусе обязательно будет присутствовать некоторый небольшой потенциал. Это связано с особенностями конструкции любой техники в которой присутствует электрический двигатель. В стиральной машине таких двигателей несколько. Так как любой двигатель при работе излучает некоторые импульсные помехи, которые могут передаваться в электрическую сеть, то любая машина снабжена фильтром электрических помех. Сокращённо он называется ФПС — фильтр помех сети.
На схеме видно, что фильтр помех состоит из конденсаторов которые подключены к корпусу машины и к электросети. Такое устройство фильтра создаёт некоторый потенциал на корпусе любой стиральной машины, не зависимо от её возраста. Но это происходит в том случае если машина не заземлена и человек стоящий на земле принимает на себя этот потенциал. При исправной машине, этот потенциал небольшой и совершенно безопасный. Ток который проходит через человека зависит от пола на котором он стоит и конечно от обуви. В любом случае ощущения не из приятных. Поэтому заземлять машину необходимо для вашей безопасности, так как бывают настоящие неисправности при которых ток может быть смертельным.
Сделать правильное заземление довольно сложно и оно должно проектироваться при строительстве здания. Об этом я постараюсь рассказать в отдельной статье. Иногда альтернативой заземления может стать зануление. Но такой вид заземления может быть опасен если нет контроля за электрическим подключением здания, и на месте нейтрали может оказаться фаза.
При невозможности подключения заземления, рекомендую использовать устройство защитного отключения (УЗО), которое обезопасит вашу работу с машиной.